(Внимание! В тексте содержатся ссылки на бланки и образцы документов.)
При проведении социального расследования необходимо руководствоваться следующими нормативными документами:
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2019г. № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении» с изменениями и дополнениями, утверждёнными Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.08.2021г. №493, от 29.07.2022г. №502, от 01.12.2023г. №856 (далее – Постановление №22).
Методические рекомендации по межведомственному взаимодействию государственных органов, государственных и иных организаций при выявлении неблагоприятной для детей обстановки, проведении социального расследования, организации работы с семьями, где дети признаны находящимися в социально опасном положении, утверждёнными 01.10.2019г. (в редакции от 07.07.2023г.) (далее – Методические рекомендации).
Выявления неблагоприятной для детей обстановки
Государственные учреждения, государственные органы, государственные и иные организации выявляют неблагоприятную для детей обстановку при осуществлении своей деятельности в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции (Гл.3 п.6 Постановления №22):
ОТДЕЛЫ ОБРАЗОВАНИЯ, УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ:
- при организации учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования, анализе участия родителей в образовательном процессе;
- при осуществлении контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей в семьях, в которые возвращены дети после помещения на государственное обеспечение, в том числе после восстановления родителей в родительских правах;
- при анализе обращений граждан.
При выявлении неблагоприятной для детей обстановки государственные органы, государственные и иные организации незамедлительно информируют об этом отдел образования по месту нахождения детей (Гл.3 п.7 Постановления №22) (примерный образец уведомления в ОО, при выявлении фактов семейного неблагополучия педагогическими работниками).
Алгоритм проведения социального расследования
1.При получении информации о неблагоприятной для детей обстановке в день информирования, либо в ближайший рабочий день, делается соответствующая запись в
Журнал учёта информации о детях, оказавшихся в неблагоприятной обстановке, полученной от педагогических работников, государственных органов (в том числе отделов образования), государственных и иных организаций, от граждан
(Приложение 1 к Методическим рекомендациям)
2.Руководитель учреждения образования в течении 1 рабочего дня, следующего за днём получения информации о неблагоприятной для детей обстановке создаёт ПРИКАЗ О ПРОВЕДЕНИИ СОЦИАЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ (примерный образец приказа), которым определяются:
-персональный состав комиссии по проведению социального расследования,
-срок его проведения, не превышающий 15 рабочих дней,
-порядок и срок обследования условий жизни и воспитания ребёнка,
-дата проведения заседания совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
3.К проведению социального расследования учреждение образования при необходимости привлекает специалистов государственных органов, государственных и иных организаций, по месту жительства детей, направив ПИСЬМЕННОЕ УВЕДОМЛЕНИЕ (примерные образцы уведомлений).
4.Комиссией не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днём принятия руководителем решения о проведении социального расследования, проводится обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетних детей, по итогам которого составляется АКТ ОБСЛЕДОВАНИЯ УСЛОВИЙ ПРОЖИВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ (бланк акта обследования). Для посещения семьи приглашаются представители заинтересованных субъектов профилактики, что отражено в письменном уведомлении.
Обследование условий жизни и воспитания детей должно проводиться в присутствии их законных представителей (единственного законного представителя)
Акт обследования заполняется непосредственно в ходе посещения семьи от руки
Акт обследования подписывается членами комиссии и представляется для ознакомления родителям ребенка (детей).
При отказе родителей от ознакомления с актом в нем делается отметка об этом с указанием причин отказа.
5.При проведении социального расследования в соответствии с законодательством осуществляется сбор информации о ребенке (детях) и его родителях, имеющей значение для принятия решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении (Гл.4 п.12 Постановления №22). Формы и методы сбора информации о детях и их родителях указаны в разделе «Социальное расследование» Методических рекомендаций:
-беседы (с родителями, иными лицами, проживающими совместно с детьми; с детьми, с братьями и сестрами детей, родственниками, друзьями и соседями семьи, др.);
-психологическая диагностика;
-анализ информации, поступившей от государственных органов, государственных и иных организаций;
-анализ информации, поступившей с места работы родителей;
Педагогичская характеристика на несовершеннолетнего:
-изучение особенностей поведения несовершеннолетнего в учреждении образования (на уроках, во внеучебной деятельности);
-анализ успеваемости несовершеннолетнего, отношения к учебе, анализ результатов контроля за посещением несовершеннолетним учебных занятий;
-анализ информации о взаимодействии воспитателя (классного руководителя, куратора, мастера производственного обучения), иных педагогических работников с родителями по вопросам воспитания и обучения ребенка.
6.По результатам социального расследования готовится ОБОБЩЁННАЯ ИНФОРМАЦИЯ (бланк обобщённой информации) (приложение 4 к Методическим рекомендациям).